top of page

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМОГРАФИЯ-1: как Помперипосса победила Минфин


Швеция, как и другие скандинавские страны, славится своими огромными налогами. Они действительно велики, но рациональное построение фискальной системы обеспечивает достаточно привлекательный деловой климат и высокий уровень социальной защиты.

Достичь такого баланса удалось далеко не сразу. Возможно, переломным моментом в истории шведских налогов стала сказка Астрид Линдгрен «Помперипосса в Монисмании», опубликованная 10 марта 1976 года в газете Expressen. «Мама» Карлсона и Пеппи Длинный чулок написала ее после того, как обнаружила, что уплатила 102% налога со своих гонораров. Свою обиду фру Линдгрен выказала в сказке, героинями которой стали она сама и… ее налоговая декларация.

Итак, в прекрасной стране Монисмании жила-была писательница Помперипосса. Она любила свою страну с ее лесами, горами, озерами, жителями и мудрыми правителями, за которых исправно голосовала. А как же иначе: ведь за 40 лет своего правления они так хорошо организовали общество, что каждый мог рассчитывать на кусочек «пирога» благосостояния. Но считать можно по-всякому.

Помперипосса писала детские книги и никогда не жаловалась на высокие налоги, хотя они достигли 80-83% ее доходов. При этом она работала сама на себя и никогда заранее не знала, сколько заработает: ведь неясно, сколько книг будет продано.

Однажды мудрые правители собрались в замке и приняли странное решение. Видимо, это произошло во время перерыва на кофе, иначе как объяснить то, что они так плохо просчитали последствия своей идеи. Они утвердили такую систему, что с учетом всех налогов и социальных взносов получалось, что если Помперипосса получала за год 2 млн крон, то из них досталось бы всего 5000 крон: 150 000 крон она зарабатывала, 108 000 из них отдавала на соцобеспечение, а еще 102% от оставшихся 1,85 млн крон должна была выплатить в виде налогов. Вот как вредно бывает работать на самого себя в такой прекрасной стране.

Прикол заключатся в том, что в 70-е годы в Швеции не предоставлялся налоговый вычет на обязательные социальные взносы из дохода от бизнеса до следующего года. Получалось, что если доходы резко росли, то они облагались по максимальной налоговой ставке, причем без вычета в отчетном гуду. Правда, в следующем году это учитывалось, но за отчетный период «всплывала» ставка в 102%. Разобраться в таких хитростях в состоянии немногие, но для шведской оппозиции. Такая история стала отличной иллюстрацией несправедливости действующей налоговой системы.

Эффект сказки был сокрушительным. Сначала, министр финансов Гуннар Стрэнг в парламентских дебатах презрительно заявил «Она умеет рассказывать сказки, но не умеет считать». Но бюрократу оказалось не под силу тягаться с великой писательницей ни в словах, ни в цифрах. Припертый фактами к стенке г-н Стрэнг был вынужден признать, что не прав он сам. И тогда Астрид Линдгрен добила его изящным выпадом: «Это Стрэнг умеет рассказывать сказки, но не умеет считать». И предложила министру поменяться с ней работами.

Эта перепалка осталась бы забавным эпизодом, если бы не активная гражданская позиция шведов. В стране началась масштабная акция протеста. Ее участники которой крыли социал-демократическую партию власти как за налоговую систему, так и за неуважение к Астрид Линдгрен, а потом припомнили все остальные грехи и прегрешения. В результате социал-демократы проиграли выборы и впервые за 44 года утратили контроль над правительством.

С тех пор налоговая система Швеции существенно изменилась. Правда, ставки налогов там по-прежнему велики, а налоговая нагрузка одна из самых высоких в мире: 51% от ВВП. Но Помперипоссу больше не обижают. Поэтапно ставки индивидуального подоходного налога в Швеции были снижены: минимальная ставка – с 55 до 20%; максимальная – с 72 до 50%. Одновременно были отменены индивидуальные льготы. Это дало хорошие стимулы для активизации трудовой деятельности. Только за 3 первых года проведения реформы предложение рабочей силы возросло на 5%. Сказка, которая была былью, изменила быль.

Налог на прибыль акционерных компаний был снижен с 50 до 30%, отменена корректировка облагаемого дохода по результатам периодической переоценки товарно-материальных запасов, выровнены налоговые условия финансирования капиталовложений за счет собственных и заемных средств.

В Швеции подоходный налог состоит из 2 частей. Первая часть – государственный налог с заработанного дохода взимается по прогрессивной шкале: до 316 700 шв. крон (примерно 31,67 тыс. евро) налог не взимается, свыше этой суммы и до 476 700 шв. крон (47,67 тыс. евро) – ставка составляет 20%; свыше 476 700 шв. крон –ставке 25%. Вторая часть – муниципальный налог рассчитывается по пропорциональной ставке в зависимости от решения муниципалитета (в среднем 31,6%). При этом шведы имеют право вычесть из налогооблагаемого дохода:

- алименты, выплаченные бывшему супругу (если получатель уплачивает с них налог). Периодические выплаты на детей, которые не живут с налогоплательщиком, не вычитаются, но и не подлежат обложению у получателя;

- оплата взносов на формирование личных пенсионных планов (не более установленной суммы);

- оплата бытовых услуг (уборка, прачечная, приготовление еды, услуги няни и т.п.) в размере 50% от фактически уплаченной суммы (но не менее 1000 шв. крон), но не более установленного лимита;

- стандартные вычеты, размер которых определяется доходом налогоплательщика, и т.д.

Ставка налога на прибыль – 22%, а для паевых инвестфондов – 30%. Ставка НДС тоже максимальная – 25%, но для экспорта, авиатоплива и медицинских товаров она нулевая, а для СМИ, гостиничных, ресторанных и некоторых других услуг применяются пониженные ставки 6 и 12%.

Структура налоговых доходов бюджета Швеции представлена на диаграмме:

Реформа значительно уменьшила совокупное налоговое бремя и расширила базу налогообложения разных видов доходов, инвестиций и потребления. Это способствовало повышению конкурентоспособности национальных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Теперь по данным рейтинга Doing Business-2018, Швеции занимает 27 место в мире по индикатору «налогообложение», далеко опережая Беларусь. При этом общая ставка налогов и взносов составляет 49,1% от прибыли, что существенно ниже, чем наши 52,9%, которые насчитал Всемирный банк. Одновременно в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран Global Competitiveness Index за 2017-2018 гг., составляемом Всемирным экономическим форумом, Швеция занимает 7 место.

Мораль этой истории такова: на свете много несправедливых налоговых систем (если они вообще бывают справедливыми). Но всегда есть шанс изменить их в лучшую сторону. Нужно только, чтобы нашелся такой лидер мнений, как Астрид Линдгрен и такой народ, который способен ее голос услышать, понять, оценить и отстоять.

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page